“'I have seen the future of horror and his name is Clive Barker"
"Clive Barker is so good i'm literally tongue tied."
—Stephen King.”So. Am. I.

Черт побери, почему же я раньше это не читала, friends and neighbors? Горько жалею о своем упущении, ведь у меня же было скачано, я же должна была намного
намного раньше начать и смаковать эти рассказы. Что же творится, почему меня не известили, что это такая замечательная вещь.
Несмотря на то, что вступление к первой книге немного утомило банальностью (ничего не имею против клише и стандартных описаний адского дома с призраками, но настроения не было слушать то, что слышала много раз, хотелось сюжета), все что за этим последовало оказалось настолько... отчетливо и завораживающе, смутно похоже на, омг *понеслось* на сердце ангела и "экзистенцию" и реаниматора и НАЙТ ВЕЙЛ и дарк сити и дэвида линча и маллхоланд драйв и кошмар на улице вязов и шоссе в никуда - другими словаме на нечто, что смотришь ночью в полусонном состоянии и возможно с унылой болью в висках и думаешь "какого хрена, что я счас смотрю или я уже сплю?" .... и в то же время разительно непохоже на что либо из известного мне в жанре, что я просто выключила, присела на диван после первого рассказа и тихо подумала "вашу мать. i am accidentally and utterly in LOVE"
Сплаттерпанк Баркера. Нечто на стыке хоррора (триллер и саспенс), урбанпанка и нуара. И это - именно то, что я представляла себе и так
долго желала почитать. Картины Босха и Гойя в прозе, плоды болезненной фантазии, тяжелые гротескные образы вкупе с натурализмом. Гнетущая, клаустрофобическая атмосфера полубреда-полусна, нелогичного, рваного, непонятного ночного кошмара в полуночном урбанистическом сеттинге. "У мертвых свои магистрали...". Что ни говори, но от такого завораживающе чудовищного гротеска и
смутно абсурдных и потому жутких сюжетов Баркера невозможно оторваться, а при попытке убежать ноги утопают в темном асфальте, как во сне.
под настроение





***
предисловие с ворчаниемНе люблю формат. Когда нет ничего свежего, нет изюминки ни по смыслу, ни в сюжете, ни даже в атмосфере, которую можно с помощью саунда и грамотной работы оператора сделать так, что даже сюжетная банальщина будет смотреться олд-скульно и трогательно ("Кошмар на улице вязов" - много орущих блондинок и предсказуемый сюжет, но концепт сновидений, саунд и операторская работа все окупают, майндфак для зрителя + очаровательнейший черный юмор фредди; новый "астрал" - чудесная операторская работа, подается старый сюжет, но с новыми кино-приемами, приемы нлп присутствуют. + "all hallows eve" 2013 года, фильм в духе ужастиков 80х, true old school, а не пародия, такого счас не снимают, саундтрек просто великолепный, похожий на сердцебиение).
Но нет, снимают в основном сплошной конвеер и даже саунд ставят форматный и приемы все отработанные и операторская работа от фильма к фильму одна и та же. Я смотрю на вас, римейк техасской бензопилы, "пиранья", пятница 13ое, "поворот не туда" все части, пресловутый "хэллоуин" так же все части. Маньяки-чудовища-КАННИБАЛЫ, гоняющиеся за орущими дамочками + автор считает что можно выехать на одном мясе и пугалках и мужиках с мачете. В то время как если ты черт подериблядь снимаешь фильм ужасов, то он должен вызывать в любом случае feeling of unease, а какой feeling of unease, если все спланировано по минутам. Если не страшно, так хоть эстетически должно быть красиво и романтишно, как у Бертона к примеру.
У кого-то более... неопытного форматное кинцо, возможно, и вызовет это ощущение, однако когда любитель жанра раз за разом смотрит одно и то же да еще в одной и той же обертке, то оскомину набивает.
Но тут меня аж поразили сюжеты и стиль прозы. Feeling of unease появляется из-за разных приемов: иногда из-за "эффекта сна", эффекта ночного кошмара, у которого своя логика (ЗА ЭТО я горячо люблю хеллрейсера и знала, что не прогадаю), иногда просто из-за абсурда и гротеска сложившейся ситуации. Ничего не имею против гуро и против упаднической философии, главное чтобы там что-то было. что бы был хоть сколько нибудь оригинальный сюжет, посыл. Гуро тоже можно по-разному снять. Сплаттерпанк баркера - осмысленное шокирующее искусство.По каждому рассказу коротко (перенесла из комментов дискуссии, заранее извиняюсь за многочисленные грамматические ошибки):
"Midnight Meat Train"/"Полночный поезд с мясом".
читать дальшеЗашло почти с первых строк: люблю классический городской нуар и всегда узнаю литературные приемы. Однако ПОВ Махогани это наверно первое что меня удивило. Описана обыденность, интересный взгляд на ремесло убийцы-потрошителя, будто рутина, рабочие будни. А Кауфман выступил в роли типичного циничного разочарованного детектива. Конечно, с того момента как махогани упомянул приемника/ученика я заподозрила, что дальше будет встреча с учеником, предположительно. Печенька баркеру: он очень тонко намекал на то, что у Кауфмана у самого не все дома. Кауфман - обычный житель Нью Йорка и это самое страшное. У Баркера нет как такового психологизма, взгляда внутрь перса, но у него свои приемы. смысл идет через образность, символизм, через сюжет, и чаще всего допустим... берется метафора и делается чем-то буквальным и материальным, как в рассказе про два города-великана, который потом был. Энивей, я ожидала что в конце будет рубка между махогани и кауфманом и собсно все. Но блеать никак не думала, что их столкновение закончится так быстро, тупо убийством махогани. И что дальше будет "вот-это-поворот".)) Причем это...причудливый, абсурдный поворот как бывает только во сне. Тебе снится-снится одно а потом сюжет резко меняется и начинается совсем другой бред. Или как в "от заката до рассвета" фильм начинается с криминала и черного юмора, а потом оба-на вампиры))) или "хижина в лесу", которая посредине тоже как бы переламывается в сюжете и идет совершенно по-другому. И вот так, то, что начиналось как простой слэшер в нуаровом сеттинге, заканчивается ваще странно. Выясняется, что Махогани - просто официант по сути и делает доставку для (ахахха, пиздец) для основателей города, а где то во тьме кроется лавкрафтовский ужас, стоящий за всем этим. *insert мем с ахреневшим Джеки чаном* Мягко говоря бред))) НО... не бессмысленный, а очень даже осмысленный и, чтоб мне провалиться, смысл этот метафорический. Кауфман прав насчет того, что it makes sense, люди приносят жертвы своим основателям и своему богу, как в древние времена. Это обыденно, как...в титанике первый класс беспечно веселятся наверху, а внизу без устали трудятся чернорабочие. Вот тут так же, в буквальном смысле под городом происходит черная работа. И нью йорк столько поколений считался Вавилоном, грязным городом. City of delights. И в конце Кауфман становится молчаливым слугой и целует асфальт под ногами.
Это было в высшей степени странно и беспощадно и беспросветно, все надежды и ценности в пух и прах, оптимизма ноль, упаднический взгляд на человечество как на марионеток, НО чудесато и оригинально и в целом потрясающе, потому что никто не говорил, что смысел должен быть оптимистическим. Главное чтобы блять он был)) чтобы НОВОЕ было что-то)) или в новой обертке хотя бы. То же самое могу сказать о других рассказах. Психоделика в самом комплиментарном смысле. Я понимаю, почему Кинг так высоко оценил его."Йеттеринг и Джек/"Yattering And Jack".
читать дальшеСовсем другой жанр. Озорной черный юмор, геймановщина + пратчетт неиллюзорно ощущается. Старая сказка о том как пройдоха Джек в классическом мифе про зарождение хэллоуина обдурил Сатану подана на новый лад. Поначалу я была уверена, что речь сейчас пойдет о чеховском человеке в футляре, который безнадежно погряз в быте и его не может свести с ума даже демон своими проделками, поскольку души то у него не осталось, живет человек на автомате. и в конце концов даже демона это сводит с ума. хаха. Ну ок, подумала я, человек в футляре это интересный образ, а с искушающим его демоном так вообще, впечатляет. Но не тут-то было и сюжет опять переломился и выяснилось что Джек совсем не промах и ведет свою игру)) получилась в итоге остроумная притча с комедийной суматохой, которая заканчивается как-то... горько, когда Джек понимает, что ему не светит рай в любом случае, но чтож поделаешь - Que Sera, Sera. в этом весь джек. и демон утрачивает надежду на побег)) отличный рассказ."Pig Blood Blues"/"Свиной кровавый блюз".
читать дальшеТоже по-своему нуар, все элементы присутствуют: бывший полицейский, ныне уставший и разочарованный. мрачный сеттинг исправительного учреждения для подростков, неторопливый гнетущий саспенс и в роли роковой девушки в беде выступает мальчик Томми Лейси, который потом становится для влюбленного детектива погибелью. Рассказ мягко говоря сильно отдает "повелителем мух". Дикие необразованные детишки-язычники, свинья-зверь с аллюзией на сатану, жертвоприношение. "This is the state of the beast. ...to eat and be eaten." Но, будучи нуарным, он производит не менее тяжелое впечатление чем мясной поезд. В основном из-за того самого эффекта сна, ночного кошмара."Sex, Death and Starshine"/"Секс, смерть и сияние звезд".
читать дальше Пожалуй слабенький рассказ в сравнении с остальными в сборнике, чисто байки из склепа: типичные киношные мертвяки поднимающиеся из могил, готический театр, таинственный личфилд в образе призрака оперы с его любовью к актерскому ремеслу, одним словом... короткий эпизод сериала с коротким сюжетом и простой моралью про жизнь, смерть и вечное искусство, про борьбу уходящего в лету романтизма и расчетливого искуственного настоящего. Актриска наказанная за собственную поверхностность и меркантильность, мертвые пришедшие в разорившийся театр, чтобы в последний раз посмотреть пьесу. НО... как я уже говорила, я люблю старые добрые и немного наивные ужастики 80х да еще в готическом сеттинге да про театр. Это красиво и вызывает ностальгию по детству, когда я смотрела эти самые байки из склепа запоем. И черт с ними с дурными спецеффектами, это все равно было более оригинально и более искренно, чем большинство того что счас поставили на поток. И тысяча плюсов концовке, отличная концовка! Труппа мертвых актеров будет выступать на кладбищах, мвахха. и не за деньги а как в старые добрые времена - art for arts sake. здорово. они стали бродягами, какими актеры были во времена Шекспира."In the Hills, the Cities"/"Холмы, города".
читать дальше10 из 10, ибо... я нигде раньше такого не читала. Апофеоз гротеска. Я то думала более абсурдно, чем поезд с мясом уже не будет)) я ошибалась. Метафору сделали буквальной реальностью (body of state в прямом смысле). полное уничтожение индивидуальности, все действуют как единый организм и выглядит это грандиозно и чудовищно и чудовищно грандиозно. XD Контраст еще более ужасающий, поскольку Баркер взял и столкнул две чуждых друг другу культуры - западную (чужаки и не просто чужаки, так еще и геи) и грубо гря славянскую и в очередной раз показано какие мы страшные варвары с нашими варварскими обычаями, мваххаха. 20 век, а в Югославской глуши еще не вышли из Средневековья и нахрен им западные микки маусы не сдались
но это ходячая антиутопия (пан интендед), а не зеркало реальности и даже то что мик в конце к ним присоединился не делает правдоподобным то что система это нечо нерушимое и несокрушимое. даже в этом рассказе продемонстрировано что оно очень даже сокрушимое и уязвимое. Люди всегда будут разные. всегда будут идти вразнобой и рано или поздно упадут если попробуют за счет уничижения индивидуальности стать большим организмом. Баркер отлично это показал."Dread"/"Страх".
читать дальше7 из 10ти. Хороший рассказ, захватывает и держит + опять новый жанр и опять констраст с другими рассказами, НО поскольку Баркер на этот раз претендует, помимо шокирующего эффекта, на психологизм... а в этом отношении (как и в других собсно, но в этом особенно) Кинг - мастер, то я сравниваю "страх" с его short stories, в частности с рассказом "Survivor Type" про хирурга на острове и... естесно сравнение не в пользу Баркера. Кинг мог бы лучше написать и намного более правдоподобно. Возможно, не так драматично (не так... надрывно и гротексно), с меньшей долей фетишизма, но более жизненно, так как в его версии глав.героями были бы действительно обычные люди, а не заведомо больные.)) У Баркера получается схематично, киношно, зрелищно. Но это упрощенный и... прямо скажем попсовый, ожидаемый и не новый взгляд на философию, на психологию, собсно на то как че-к сходит с ума.... Хотя, как остросюжетный триллер это вещь оч годная и закрученная, поэтому 7 из 10ти.
Энивей, здесь он психологизм выразил в самой простой и доходчивой форме - история об экспериментах над разумом и психикой человека. В принципе... сюжет имеет две морали: 1) у кого что болит (aka "кто как обзывается - сам так называется" и "каждый думает в меру своей испорченности") и вторая мораль 2) не рой другому яму - сам в нее попадешь 
Дяденька-профессор, у которого большой пунктик и попоболь на тему страха (своих комплексов видимо вагон и тележка), сводит на этот свой пунктик всю философию как науку. Типичное прокрустово ложе у человека в голове. Естесно он подсознательно подбирает для себя себе подобных нездоровых жертв, таких удобных "виктимов", которые ему подойдут, у которых у самих скажет так.... не все в порядке с головой. иначе они б не клюнули. Стив почти идеально подходит под его теорию о детских страхах. А шэрил (шэрон? не помню, по моему шэрил) - вообще девушка в своем оптмизме давно от реальности ушедшая, просто напросто дура)) никаких аргументов, одни эмоции, идеалистка. собсно сама напросилась)) В итоге ему собсные эксперименты аукнулись так что мало не показалось. за что боролся... Каждому по вере его. верил в страх - получай, не обляпайся. *звучит заключительная мелодия из ералаша* тарам-парам-пам-фьють.
Имхо: оба виктима слишком быстро сошли с ума. собсно это было ожидаемо так как он специально себе таких подобрал.
мне же кажется, что... все такие, кхем-кхем, экспериментаторы и атеисты, как Квейд чтобы доказать что вся этика и цивиллизация - это наносное берут кого-то конкретного и помещают его в условия когда ему приходится унизиться до примитивного поведения. а потом как довольные коты говорят мол "i told you so". изобрели велосипед, о чудо.
Ясное дело что у нас у всех внутри кроется примитивный человек. пирамиду маслова никто не отменял. Это как... отрывать таракану ножки чтоб проверить перестанет он бегать или нет. конечно же перестанет. Стереть виндоус у человека, чтобы посомтреть на изначальные настройки. Святой грааль, ничего не скажешь.
Квейд ничего нового не открыл и не узнал, он удовлетворил свой больной пунктик, к тому же подобрав для этого изначально нездоровых людей. Что называется "чтоб наверняка!" чистота эксперимента получилась просто "кристальная". Эти с позволения сказать ... ученые, кхем, как истинно ограниченные люди (особенно если это воинствующие атеисты, стремящиеся "отринуть наносные соц.нормы") не могут провести чистый эксперимент. Во-первых потому что знают результат заранее и подгоняют под него все остальное. А во-вторых поскольку очень-очень-очень сильно хотят верить в свою теорию выдают желаемое за действительное, за факты.
Окей, соц.нормы - это естсено наносное, а изначально у нас стоит пирамида маслова. Но им же не приходит в голову подумать что факт в том что "наносное" всетаки нанесло за многие века. Что если бы люди были бы таким стадом, каковым они их считают, то они бы никогда не вышли бы из средневековья или хуже того - из первобытности. Нас от животных отличие фандаментальная вещь - сознание. Из-за него мы все разные. Более того - научно доказано, что у людей врожденное сочувствие к ближнему и от этого у нас появились понятия о справедливости. Чтобы сожительствовать успешно, что бы уметь помогать друг другу и тд. Нихрена же себе "наносное".
Квейду, помешанному на своей теории о страхе, вместо того чтобы "сдирать наносное" со своих жертв и доказывать _очевидное_ (родство человека с животным), надо проснуться, оглянуться и посмотреть что есть огромные, существеные отличия человека от животного повсюду. Горе ченому-маньяку надо поглядеть где он живет и кто вокруг ходит. Все что вокруг - это материальное и нерушимое доказательство того что люди развиваются и представляют собой отдельный вид. и их виндоус регулярно обновляется. и этот виндоус - не иллюзия.
если квейд в это не верит, намеренно отрицая факты которые у него под носом, и более того страстно хочет стереть виндоус и оставить голый каркасс, посмотреть на регресс человека, то это его личное заболевание. это не эксперимент, а идиотская, бессмысленная идеаологическая борьба.
Даже не ожидала, что тебе так зайдет. ))
отзывы на рассказы Баркера перенесла в пост)